Открыть меню

Основы методики преподавания ИЯ. Выбор и использование справочных материалов при подготовке к занятиям


Продолжаю разбирать свои лекции и заметки по методике преподавания.  Если Вы хотите использовать эти статьи   в качестве учебного материала, то предлагаю Вам выполнить  задание в конце заметки, оно позволит лучше понять тему.

Под справочными материалами  в этой заметке  я понимаю все источники информации о языке и методике преподавания, к которым преподаватель может обращаться при подготовке к уроку. Сюда относятся словари, грамматические справочники, книги по методике преподавания, статьи о преподавании ИЯ в тематических журналах, книги для учителя, которые обычно прилагаются к УМК, и онлайн-ресурсы.

Когда мы планируем занятия, то необходимость в справочных материалах может возникать по разным причинам. Среди наиболее частых причин можно выделить следующие.

2015-08-20_1911

  1. Необходимость уточнить форму и правила употребления грамматической структуры. Есть очень подробные  грамматические справочники, написанные специально для преподавателей.  Есть также грамматические справочники, составленные специально для учащихся, и адаптированные под различные уровни владения языком. Как правило, в них используется более простой язык,  и рассматриваются только основные грамматические правила. Грамматические справочники для учащихся могут помочь преподавателю понять, что именно учащемуся необходимо знать о том или ином грамматическом явлении, а также решить, как лучше это явление представить и объяснить. К некоторым грамматическим справочникам также прилагаются упражнения, которые могут быть полезны как для учащихся (для усвоения материала), так и для преподавателя (для подготовки к уроку).
  2. Необходимость проверить написание, произношение и особенности использования лексических единиц.  Для этих целей можно, например,  использовать словари, которые издатели характеризуют как «advanced learners' dictionaries». В них можно найти примеры употребления слов в предложении, а также информацию о  форме слов  и особенностях их  использования. К большинству современных словарей прилагается CD-ROM. У многих известных словарей, таких как Cambridge Dictionary, Oxford Dictionary, Macmillan есть онлайн-версия, которой можно пользоваться бесплатно (на сайтах есть рекламные баннеры).
  3. Профессиональное развитие. Преподавателю необходимо быть в курсе как изменений, происходящих в языке, так и тенденций и новых подходов к преподаванию и изучению иностранных языков. Для этих целей можно использовать как книги по специальности, так и онлайн-ресурсы. Так, начинающим преподавателям английского языка в качестве справочной литературы по методике можно порекомендовать  Diane Larsen-Freeman «Techniques and Principles in Language Teaching» (книга довольно старая,  электронной версии нет, на Amazon можно заказать бумажную версию, на сайтах типа www.englishtips.org можно поискать отсканированную версию), серию «How to teach...» (не все книги серии одинаково удачны, но «How to teach grammar» и «How to teach vocabulary» для меня в свое время оказались очень полезными), и книги по методике   под авторством  Penny Ur и Jeremy Harmer.  Также не стоит забывать об онлайн-ресурсах, таких как, например, блог Scott Thornbury о преподавании английского языка An A-Z of ELT, журнал для преподавателей английского EFL Magazine, или сайт для всех, кто интересуется иностранными языками Lingholic.
  4. Необходимость найти новые подходы к преподаванию и новые задания.  Если мы ищем новые подходы к обучению, или хотим выполнить с учащимися задания, отличные от тех, что предлагает основной учебник, то можем воспользоваться дополнительными материалами по грамматике, лексике, или отдельным видам речевой деятельности (под дополнительными материалами в этой заметке я подразумеваю учебные материалы, которые можно использовать вместе с основным учебником).  Для преподавателей английского языка было написано  огромное количество пособий, многие из которых содержат подробные рекомендации относительно того, как лучше представить и объяснить материал. Также существует огромное количество сайтов, где можно найти материалы для занятий.
  5. Желание понять, как оптимально использовать материалы учебника. К большинству современных УМК прилагается книга для учителя, где можно найти планы занятий и советы по работе с материалом. Эти советы и планы не всегда применимы в конкретной учебной ситуации, но их стоит изучить, и, при необходимости, адаптировать под свои потребности.

На заметку.

  • Когда Вы уточняете форму или особенности употребления слова, грамматической конструкции, и так далее,  имеет смысл воспользоваться несколькими источниками. Некоторые грамматические справочники и словари  содержат более четкое объяснение и более наглядные примеры, чем другие.
  • Язык постоянно меняется. Одни слова постепенно выходят из употребления, другие появляются. Меняются и грамматические правила. Поэтому имеет смысл использовать недавно изданные словари и справочники.
  • Часто бывает гораздо проще найти необходимую информацию на интернет-ресурсе, чем в книге или справочнике. Но будьте внимательны, и не забывайте критически оценивать все материалы размещенные в Сети, далеко не все они являются полезными и достоверными.
  • Хорошие рекомендации по работе со справочными материалами можно найти в 12 главе пособия «The Practice of English Language Teaching», by Jeremy Harmer.

Задание.

  1. Вспомните, какими справочными материалами Вы пользовались, когда изучали иностранный язык. Вы и сейчас находите их полезными?
  2. Напишите список справочных материалов, которые Вы наиболее часто используете при подготовке к занятиям. Укажите автора, название книги, адрес сайта, и так далее. Приведите несколько примеров того, как именно Вы использовали этот материал, составьте список его основных преимуществ и недостатков.
  3. Расспросите коллег, какими справочными материалами они пользуются чаще всего. Обсудите, почему эти материалы кажутся им полезными.

© 2023 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных