Открыть меню

Основы методики преподавания ИЯ: выбор и использование дополнительных материалов


Продолжаю разбирать свои лекции и заметки по методике преподавания.  Если Вы хотите использовать эти статьи   в качестве учебного материала, то предлагаю Вам выполнить  задание в конце заметки, оно позволит лучше понять тему.

Как выбирать и использовать дополнительные материалы и задания?

Под дополнительными материалами в этой заметке я подразумеваю книги, учебники, справочники, игры, видео, аудио, а также любые другие материалы, которые преподаватель использует в качестве дополнения к основному учебнику.

Это могут быть как пособия, разработанные специально для изучающих иностранный язык, так и аутентичные материалы, такие как отрывки из газет и журналов, подкасты, фрагменты из фильмов.

Многие УМК (учебно-методические комплекты) содержат дополнительные материалы, например, ксерокопируемые задания, DVD с учебными играми, веб-сайт с дополнительными упражнениями.

Также преподаватель может найти дополнительные материалы самостоятельно, если понимает, что материала в основном учебнике недостаточно,  или если хочет взять темы, не затронутые в учебнике.

Основные причины, по которым стоит  использовать дополнительные материалы:

  • материала в учебнике недостаточно для того, чтобы освоить ту или иную тему,
  • материал в учебнике кажется неподходящим, и хочется его заменить,
  • преподаватель хочет выйти за рамки учебника,
  • учащиеся просят рассмотреть на занятии ту или иную тему,
  • необходимо внести разнообразие в урок, создать дополнительную мотивацию.

2015-08-04_1631

Основные источники дополнительных материалов:

  • Teacher's resource book. В сборнике дополнительных ресурсов можно найти много идей для уроков. Главное, чтобы используемые задания соответствовали цели урока.
  • Skills practice book. Ко многим современным УМК прилагается пособие, направленное на развитие отдельных навыков (чтения, письма, аудирования, говорения). Опять же, как и в случае с Teacher's resource book, здесь главное, чтобы задания органично вписывались  в план урока.
  • Graded readers. Книги  с адаптированными текстами для чтения активно используются в преподавании ИЯ, особенно на среднем уровне, когда учащиеся уже могут читать объемные тексты, но еще не могут справиться с неадаптированной литературой. Часто тексты  из graded readers дают в качестве домашнего задания, либо как задание на лето для школьников. Стоит внимательно оценить уровень языка, так как часто он оказывается ниже того, что заявлен в пособии.
  • Фрагменты из газет, журналов, книг. Можно как составить к ним собственные задания, так и воспользоваться  разработками других преподавателей, например, сайтом http://breakingnewsenglish.com/ , где регулярно публикуются уроки по газетным статьям.
  • Учебные пособия  по лексике, грамматике, произношению, и так далее. Они являются ценным источником дополнительных упражнений, многие из них можно использовать в качестве самоучителей. Основным недостатком многих подобных пособий является  однообразность упражнений.
  • Онлайн-ресурсы. Существует огромное количество сайтов, посвященных преподаванию и изучению английского языка, где Вы можете найти упражнения, планы занятий, игры. Будьте внимательны, так как не все имеющиеся в Сети материалы качественные.
  • DVD, компьютерные программы. Часто они выпускаются в качестве дополнения к учебникам. Они способствуют повышению мотивации, развивают цифровую грамотность, но преподавателю часто сложно контролировать, как именно учащиеся с ними работают.
  • Видео-фрагменты и фильмы. К некоторым УМК прилагается диск с видео-ресурсами, но преподаватель  может найти видео самостоятельно, а также составить к ним  собственные задания, используя специальные онлайн-сервисы. Есть ряд сайтов, где можно найти разработки к фильмам. Например, http://www.eslnotes.com/.
  • Подкасты. Вы можете использовать как аутентичные, так и учебные подкасты.  Практически все они бесплатны для прослушивания, но для получения доступа к заданиям часто необходимо оформить подписку.
  • Игры. Вы можете как играть в учебные онлайн-игры, так и использовать традиционные игры с карточками, фишками, и так далее.

На заметку.

  • Обязательно узнайте, какие дополнительные материалы есть в Вашем учебном заведении. Когда планируете учебный курс, сразу подумайте, что Вы захотите добавить к учебнику. Обсудите свои идеи с другими преподавателями, уточните у них, как они работают с учебником, и какие материалы используют.
  • Перед тем, как использовать тот или иной материал, обязательно задайте себе 2 вопроса: «Как этот материал может дополнить учебник?», «Как этот материал может улучшить учебный курс?»
  • Старайтесь как можно чаще использовать аутентичные (не предназначенные специально для целей обучения) материалы. Не ограничивайтесь только статьями из газет или вырезками из журналов, активно используйте аудио и видео-ресурсы и интерактивные задания.
  • Многие издательства публикуют материалы, направленные на развитие отдельных языковых навыков на различных уровнях.  В книгах для преподавателей также часто указывается уровень задания. Тем не менее, перед тем как дать учащимся эти задания, убедитесь, что они действительно соответствуют заявленному уровню.
  • Учащиеся привыкают к стилю изложения материала в учебнике и типу заданий. Если Вы используете дополнительные материалы, при составлении которых использовался подход, очень отличный от того, что есть в учебнике, Вам может понадобиться уделить особое внимание тому, как следует выполнять то или иное задание.
  • Вы можете адаптировать многие дополнительные материалы для использования с учащимися разных уровней.
  • Игры и дополнительные задания на говорения позволяют оживить занятие и внести в него разнообразие, но не стоит их использовать только ради развлечения, они должны иметь учебную цель. Некоторые учащиеся, особенно те, кто относятся к старшему поколению, могут негативно воспринимать такие  упражнения.

Задание.

Проанализируйте, насколько активно Вы используете дополнительные материалы на уроках.  Есть ли у Вас в них необходимость, или Вам хватает материалов в основном учебнике? Хотели бы Вы использовать дополнительные материалы чаще, но не можете это сделать, так как у Вас не хватает на них времени?

В течение недели составляйте список всех дополнительных материалов, которые Вы используете. Укажите, по какой причине Вы решили взять этот материал, оказался ли он полезен, и какие изменения Вы внесли бы в свою работу, если бы использовали его снова.

Полезные ресурсы.

Идеи по использованию дополнительного материала Вы можете найти на сайте Dave's ESL Cafe, по этой ссылке http://eslcafe.com/ideas/index.html.

Советы по использованию дополнительных материалов Вы можете найти в следующих учебниках (номера глав указываю, как они есть в моих, старых изданиях; возможно, в новых нумерация будет отличаться):

A Course in Language Teaching, Penny Ur, CUP 1996, Units 4, 5

Learning Teaching, Jim Scrivener, Macmillan 2005, Chapter 16

Teaching Practice Handbook, by Roger Gower, Diane Phillips, Steve Walters, Macmillan 1995, Chapter 4.

На моем блоге есть рубрика «Полезные ресурсы», где я публикую обзоры интересных и бесплатных сайтов, которые могут быть полезны как преподавателям, так и изучающим английский язык.

С уважением,

Евзикова Олеся.

P.S. Если Вы решите выполнить предложенное в заметке задание, пожалуйста, поделитесь своими идеями в комментариях, думаю, они многим будут интересны.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Татьяна:

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

    Ответить
    1. Evzikova Olesya:

      Вам спасибо за Ваши комментарии!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных