Основы методики преподавания ИЯ: работа в парах и группах
Продолжаю разбирать свои лекции и заметки по методике преподавания. Если Вы хотите использовать эти статьи в качестве учебного материала, то предлагаю Вам выполнить задание в конце заметки, оно позволит Вам лучше понять тему.
Работа в парах и группах — одна из актуальных тенденций в образовании.
То, как мы группируем учащихся, зависит от типа и цели задания, а также уровня языка, потребностей, личностных особенностей, стилей обучения, взаимоотношений между учащимися.
В течение одного занятия мы можем совмещать различные типы работы, а также использовать различные типы работы для выполнения одного задания.
Например, мы делим учащихся на группы для «мозгового штурма». Учащиеся обсуждают свои идеи в группе, потом делятся с преподавателем и учащимися других групп результатами обсуждения, выбирая для этого одного спикера. Выполняя задание на развитие навыков поискового чтения, такое как найти в тексте необходимую информацию и внести ее в таблицу, учащиеся сначала работают самостоятельно, а потом сравнивают свои ответы в парах.
Разделение учащихся на группы и пары — непростая задача, при выполнении которой необходимо принимать во внимание множество факторов:
- Цель обучения. Чтобы оптимально сгруппировать учащихся, необходимо максимально четко сформулировать цель урока и цель каждого задания.
- Стили обучения. Так, некоторые учащиеся предпочитают работать самостоятельно, другие в группах.
- Уровень владения языком. Большинство классов и групп смешанные, то есть состоят из учащихся, владеющих языком на разных уровнях. Можно объединить сильных учащихся в одну группу, и дать им сложное задание, а слабых учащихся в другую группу, и дать им задание полегче. Можно объединить в одной группе учащихся разного уровня, предоставив возможность слабым учащимся учиться у сильных, а сильным — продемонстрировать свои знания.
- Личностные особенности. В любом классе есть как застенчивые учащиеся, которые предпочитают отмалчиваться, так и очень активные, которые доминируют в любом обсуждении. Необходимо сгруппировать учащихся так, чтобы сгладить эти различия, а также внимательно наблюдать за работой групп, направляя ее таким образом, чтобы все приняли равное участие в выполнении задания.
- Размер класса. Если в классе 20-25 учащихся, то групповая работа вполне возможна. Если класс очень большой, то групповая работа также возможна, но требует очень тщательного планирования.
- Предыдущий опыт учащихся. Если раньше они не работали в группах и парах, то необходимо вводить этот вид работы постепенно, начинать с коротких заданий, постепенно увеличивая время, а также объяснить учащимся важность такого вида работы.
- Тип задания. Например, обсуждение прочитанного текста традиционно проходит в группе, а ролевая игра в парах. Но мы можем это поменять, в зависимости от целей занятия и потребностей учащихся, и провести обсуждение в парах или всем классом, а ролевую игру организовать в группе.
- Необходимость соблюсти баланс между различными типами работы. Так, если все занятие проводить в режиме парной работы, то это будет утомительно для учащихся, и неизбежно возникнут проблемы с дисциплиной. Если весь урок учащиеся работают индивидуально, то могут возникнуть проблемы с концентрацией. Если учитель работает исключительно со всем классом, то некоторые учащиеся неизбежно «выпадут» из урока.
На заметку.
- Группы не обязательно должны быть одного размера.
- Каждой группе можно дать свое задание, отличное от заданий других групп, в зависимости от уровня учащихся и целей урока.
- Если преподаватель применяет в своей работе информационные технологии, то работу в парах и группах можно использовать и для выполнения домашнего задания. Например, учащиеся могут совместно написать рассказ или подготовить презентацию, общаясь по Skype, электронной почте или в чате.
Задание. Попробуйте по-разному сгруппировать учащихся в своем классе:
- в парах,
- в мини-группах (3-4 человека),
- в больших группах (6-10 человек),
- объедините в группе учащихся одного уровня,
- объедините в группе учащихся разных уровней,
- попросите все группы выполнять одинаковые задания,
- дайте каждой группе свое задание, ориентируясь на потребности учащихся.
Запишите и проанализируйте результаты. Какой тип работы показался Вам наиболее продуктивным? Каким образом Вам, как преподавателю, комфортно работать? Что понравилось и не понравилось в групповой и парной работе Вашим учащимся?