Открыть меню

Основы методики преподавания ИЯ: работа в парах и группах


Продолжаю разбирать свои лекции и заметки по методике преподавания.  Если Вы хотите использовать эти статьи   в качестве учебного материала, то предлагаю Вам выполнить  задание в конце заметки, оно позволит Вам лучше понять тему.

Работа в парах и группах — одна из актуальных тенденций в образовании.

То, как мы группируем учащихся,  зависит от типа и цели задания, а также уровня языка, потребностей, личностных особенностей, стилей обучения,  взаимоотношений между учащимися.

В течение одного занятия мы  можем совмещать различные типы работы, а также  использовать различные типы работы для выполнения одного задания.

Например, мы  делим учащихся  на группы для «мозгового штурма». Учащиеся обсуждают свои  идеи в группе, потом делятся с преподавателем и учащимися других групп результатами обсуждения, выбирая для этого одного спикера.  Выполняя задание на развитие навыков поискового чтения, такое как найти в тексте необходимую информацию и внести ее в таблицу,  учащиеся сначала работают самостоятельно, а потом сравнивают свои ответы в парах.

2015-07-24_2158

Разделение учащихся на группы и пары — непростая задача, при выполнении которой  необходимо принимать во внимание множество факторов:

  • Цель обучения. Чтобы оптимально сгруппировать учащихся,  необходимо максимально четко сформулировать цель урока и цель каждого задания.
  • Стили обучения. Так, некоторые учащиеся предпочитают работать самостоятельно, другие в группах.
  • Уровень владения языком. Большинство классов и групп смешанные, то есть  состоят из учащихся, владеющих языком на разных уровнях. Можно объединить сильных учащихся в одну группу, и дать им сложное задание, а  слабых учащихся в другую группу, и дать им  задание полегче. Можно объединить в одной группе учащихся разного уровня, предоставив возможность слабым учащимся учиться у сильных, а сильным — продемонстрировать свои знания.
  • Личностные  особенности. В любом классе есть как застенчивые учащиеся, которые предпочитают отмалчиваться, так и очень активные, которые доминируют в любом обсуждении. Необходимо сгруппировать учащихся так, чтобы сгладить эти различия, а также внимательно наблюдать за работой групп, направляя ее таким образом, чтобы все приняли равное участие в выполнении задания.
  • Размер класса. Если в классе  20-25 учащихся, то  групповая работа вполне возможна. Если класс очень большой, то групповая работа  также возможна, но  требует очень  тщательного планирования.
  • Предыдущий опыт учащихся. Если раньше они  не работали в группах и парах, то  необходимо вводить  этот вид работы постепенно, начинать с коротких заданий,  постепенно увеличивая время, а также объяснить учащимся важность такого вида работы.
  • Тип задания. Например, обсуждение прочитанного текста традиционно  проходит  в группе, а  ролевая игра в парах. Но мы можем это поменять,  в зависимости от целей занятия и потребностей учащихся, и провести  обсуждение  в парах или всем классом, а  ролевую  игру организовать  в группе.
  • Необходимость соблюсти баланс между различными типами работы. Так, если все занятие проводить  в режиме  парной работы, то это будет утомительно для учащихся, и неизбежно возникнут проблемы с дисциплиной.  Если весь урок учащиеся работают индивидуально, то могут возникнуть проблемы с концентрацией. Если учитель работает исключительно со всем классом,  то некоторые учащиеся неизбежно «выпадут» из урока.

На заметку.

  • Группы не обязательно должны быть одного размера.
  • Каждой группе можно дать свое задание, отличное от заданий других групп, в зависимости от уровня учащихся и целей урока.
  • Если преподаватель применяет в своей работе информационные технологии, то работу в парах и группах можно использовать и для выполнения домашнего задания. Например, учащиеся могут совместно написать рассказ или подготовить презентацию, общаясь по Skype, электронной почте или в чате.

Задание. Попробуйте  по-разному сгруппировать учащихся в своем классе:

  • в парах,
  • в мини-группах (3-4 человека),
  • в больших группах (6-10 человек),
  • объедините  в группе учащихся одного уровня,
  • объедините в группе учащихся разных уровней,
  • попросите все группы выполнять одинаковые задания,
  • дайте каждой группе свое задание, ориентируясь на потребности учащихся.

Запишите и проанализируйте результаты. Какой тип работы показался Вам  наиболее продуктивным? Каким образом Вам, как преподавателю, комфортно работать? Что понравилось и не понравилось в групповой и парной работе Вашим учащимся?

 

 

© 2018 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных