Открыть меню

Основы методики преподавания ИЯ. Грамматика


Нашла свои старые заметки, сделанные во время подготовки к различным экзаменам по методике преподавания.

Решила оставить  их на блоге, в помощь начинающим преподавателям, и создать новую рубрику «Основы методики преподавания ИЯ» (ИЯ — иностранный язык).

Первая из статей этой серии посвящена обучению грамматики. У меня есть длинная лекция по теме «Обучение грамматике», изобилующая терминами и (псевдо)научными формулировками. Я попыталась вычленить из нее информацию, имеющую  практическое значение. Если Вам интересны чисто теоретические аспекты преподавания грамматики, например, принципы отбора пассивного грамматического минимума -  напишите мне, скину материал на почту.

В конце статьи есть задание, которое поможет Вам лучше понять  материал.

Термин грамматика имеет несколько определений. В первую очередь, под грамматикой понимается раздел лингвистики, содержащий учение о строении слов, о формах словоизменения, видах словосочетаний и типах предложений (теоретическая грамматика).

Грамматикой также называют строй языка, систему действующих в языке правил образования слов и словоформ, изменений слов, соединений слов в словосочетания и предложения (практическая грамматика).

Иногда выделяют еще так называемую педагогическую, или учебную грамматику, то есть сокращение грамматического материала  в соответствии с целями обучения, а также целесообразная организация этого материала с выделением тех компонентов, которыми учащиеся должны овладеть для использования в речи.

2015-07-19_2237

Грамматические упражнения могут иметь различные цели:

  • Ознакомление с новым материалом.  Оно может происходить индуктивно (от формы), когда учащиеся анализируют материал и формулируют правило, или дедуктивно (от значения и употребления), когда сначала изучается правило, а потом выполняются упражнения на его закрепление.
  • Проведение тренировочных упражнений различных типов (имитация явления, видоизменение грамматического явления, комбинирование грамматических явлений).

Существуют различные взгляды на целесообразность использования переводных упражнений.  Противники этого подхода подчеркивают, что они нарушают одноязычность процесса, и содержат нагромождение трудностей различного плана. Сторонники настаивают, что переводные упражнения способствуют преодолению языковой интерференции, и позволяют сосредоточиться на форме грамматического явления, жестко диктуя ее употребление. В рамках  коммуникативного подхода  переводные упражнения не используются.

На заметку:

  • Грамматика изучает строй языка и закономерности построения правильных языковых конструкций, но язык постоянно меняется, соответственно, меняются и грамматические правила. Грамматические справочники не всегда успевают за этими изменениями.
  • Преподавателю необходимо отслеживать изменения, быть в курсе тенденций употребления языковых конструкций.
  • Грамматические правила  описывают письменную речь в гораздо больше степени, чем устную. Например, повторения, сокращения и  восклицания, характерные для  устной речи,  далеко не всегда описываются в грамматических справочниках.
  • Изучение грамматических правил и конструкций  облегчает изучение языка для одних учащихся, но не приносит ощутимой пользы другим.  Здесь необходимо учитывать такие факторы, как индивидуальные особенности учащихся, предыдущий опыт изучения иностранных языков, ожидания от занятий, возраст учащихся.  Так, дошкольники легко овладевают языком, не изучая грамматики.
  • Основная цель изучения любого иностранного языка — уметь использовать язык в ситуациях реального общения. Изучение грамматических правил и конструкций  само по себе не может помочь учащимся в достижении этой цели. До недавнего времени был широко распространен грамматико-переводной метод, но сейчас актуальны другие подходы, которые делают акцент на функционировании языка, развитии языковых навыков (чтения, письма, аудирования и говорения) и  беглости речи.

Задание.

Ознакомьтесь с принципами изложения грамматического материала в следующих пособиях:

1. Practical English Usage by Michael Swan, Oxford University Press

2. Discover English by Rod Bolitho and Brian Tomlinson, Macmillan

3. English Grammar in Use by Raymond Murphy, Cambridge University Press

4. Uncovering Grammar by Scott Thornbury, Macmillan

Сравните любые два из перечисленных выше пособий.

Какой подход Вам ближе? Почему?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных