Открыть меню

Основы методики преподавания ИЯ. Выбор и использование учебных материалов


Под учебными материалами в этой статье я подразумеваю все материалы, входящие в УМК (учебно-методический комплект), который используется в качестве основного при прохождении учебного курса.

Большинство современных УМК состоит из большого количества компонентов. Часто УМК включает в себя книгу для учителя, книгу для работе в классе, тетрадь для домашних заданий, CD c аудио к упражнениям, DVD с видео или интерактивными заданиями, ксерокопируемые материалы, онлайн-ресурс с дополнительными заданиями, мини-словарь, и так далее.

При выборе основных и дополнительных учебных материалов преподаватель исходит из потребностей учащихся, их уровня владения языком и интересов. Для выяснения потребностей можно использовать опросники, собеседования и диагностические тесты.

2016-02-16_1800

Какие вопросы стоит задать при выборе учебных материалов?

Преподаватель не всегда имеет возможность  выбрать учебник самостоятельно, но  всегда может решить, какие именно  материалы существующего учебника использовать на занятии. При выборе учебных материалов стоит задать себе следующие вопросы:

  • Соответствует ли материал потребностям, возрасту и интересу учащихся?
  • Подходят ли учебные материалы по уровню?
  • Будут ли интересны учащимся предлагаемые для обсуждения темы?
  • Насколько подробно объяснены учебные темы? Какие  к ним составлены упражнения и задания?
  • Насколько хорошо организован материал? Можете ли Вы понять «логику» подачи материала, получается ли у Вас быстро сориентироваться в учебнике и найти необходимый раздел или модуль?

Если что-то Вас не устраивает, то Вы можете или заменить материалы (взяв схожие по теме из других учебников), или адаптировать их, то есть изменить таким образом, чтобы они подошли учащимся.

Для адаптации материала можно использовать следующие стратегии:

  • Дополнить материал. Если заданий слишком мало, и Вы понимаете, что учащимся необходимо больше практики, то Вы можете найти похожие задания в других учебниках, или составить их самостоятельно.
  • Сократить материал. Если задание слишком длинное, или в учебник включено слишком много однотипных заданий, можно использовать только часть материала, и пропустить остальное. Вы также можете разделить задание на несколько частей, и дать каждому учащемуся (или группе учащихся) свою часть задания.
  • Изменить уровень материала. Если задание слишком сложное, то можно упростить его. Например, разделить длинный текст на несколько частей, прочитать и обсудить одну из них в классе, а другие попросить прочитать дома.
  • Перегруппировать материал. Вы можете изменить последовательность выполнения заданий в учебнике.
  • Изменить тип задания. Например, вместо ответов на вопросы к тексту Вы можете распечатать текст на отдельных листах, разрезать его на абзацы,  и попросить учащихся поставить абзацы в правильной последовательности.

На заметку.

  • Иногда имеет смысл пропустить модуль или часть модуля, но не стоит делать это слишком часто. Для повторения материала учащиеся используют главным образом учебник, и если пропущенного материала будет слишком много, они могут запутаться.
  • Если Вы используете много дополнительного материала, обязательно поговорите с учащимися о том, как его правильно хранить. Если материалы бумажные, то проследите, чтобы учащиеся складывали их в специальную  папку. Если Вы делитесь с  учащимися ссылками  на онлайн-ресурсы, то расскажите, как лучше их организовать. (О сервисе для хранения и публикации социальных закладок Delicious Вы можете почитать здесь, о различных инструментах курирования контента читайте здесь).

Задание.

Выберите один из учебников, по которому Вы в настоящее время работаете. Нравится ли он Вам? Используете ли Вы учебные планы, предложенные в книге для учителя? Как часто Вам приходится искать дополнительные материалы? Используете ли Вы весь материал, или что-то пропускаете?

Запишите свои идеи.

Дополнительные материалы.

Teaching Practice Handbook (second edition), by Roger Gower, Diane Phillips and Steve Walters, Macmillan 1995 (Chapter 5)

Planning Lessons and Courses by Tessa Woodward, Cambridge University Press 2001 (Part 2)

Learning Teaching, Jim Scrivener, Macmillan 2005 (Chapter 3, Section 1)

A Course in Language Teaching, Penny Ur, CUP 1996 (Module 13, Units 1,2,3)

Об обучении без учебников читайте в статье Dogme ELT aka Teaching Unplugged. Как обучать иностранному языку без учебников и технологий? и статье Dogme ELT и современные технологии.

 

С уважением,

Евзикова Олеся.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных