Классификация видов чтения
Существуют различные классификации видов чтения. Здесь необходимо учитывать цель чтения и характер понимания.
Характер понимания включает в себя:
- полноту понимания, то есть какой процент текста понят (количественная характеристика);
- точность понимания, адекватность понимания замыслу автора (качественная характеристика);
- глубину понимания, умение интерпретировать, высказывать свое отношение к тексту (качественная характеристика).
Классификация видов чтения (по С.К. Фоломкиной):
- Изучающее чтение (study reading) — медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту.
- Ознакомительное чтение (normal fast reading/average reading/survey reading). Это, например, чтение художественной литературы. Цель — ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (main ideas and supporting details). Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).
- Просмотровое чтение (skimming). Цель — просмотр текста с целью определить, необходим ли он, определить, какие вопросы в нем поднимаются. Просматриваются заголовки, подзаголовки. Полнота понимания невелика, скорость около 500 слов в минуту.
- Поисковое чтение (search reading). Цель — поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Скорость — более 300 слов в минуту.
Иногда также выделяют так называемое филологическое чтение (для студентов языковых вузов), то есть чтение с целью анализа филологических аспектов текста.
Существует также чтение вслух (oral reading/reading aloud) и чтение про себя (silent reading).
Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности.
Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности, это прием в обучении.
Умения, необходимые для развития чтения.
- Умение перцептивной обработки (техника чтения). Техника чтения включает в себя такие аспекты, как свернутое внутреннее проговаривание, укрупнение единиц восприятия (eye span), контекстуальная догадка, вероятностное прогнозирование.
- Понимание текста на уровне значения. Понимание фактов, которые содержатся в тексте, а именно умение выделить отдельные факты, события, мысли, умение сгруппировать и обобщить их.
- Умения, связанные с пониманием текста на уровне смысла, когда информация не только перерабатывается, но и интерпретируется.
Упражнения для развития техники чтения.
- Упражнения для развития гибкости узнавания и укрупнения единиц восприятия. Например, быстро выбрать в каждом ряду слово, рифмующееся с первым/слово, которое не подходит по значению к остальным/предложение, в котором говорится о... , и так далее.
- Упражнения для свертывания внутреннего проговаривания (чтение текста с фиксированным временем).
- Упражнения для развития догадки по контексту (типа определения контекстуальных значений одного и того же слова).
- Упражнения, обучающие вероятностному прогнозированию (закончить предложение, расширить высказывание)
Порядок работы над текстом при ознакомительном и изучающем чтении.
1. Предтекстовые упражнения, которые снимают языковые трудности и обучают технике чтения.
2. Чтение текста.
3. Проверка понимания (вопросы, true/false statements, multiple choice).
Любое повторное чтение предполагает изменение задания.
Небольшое дополнение. Этого в лекции не было, но мне эта информация в свое время была полезной. Это список учебных пособий, которые можно использовать для развития навыков чтения. Список не исчерпывающий, это только то, с чем работала лично я.
![]() |
Ozon.ru — Книги | More Reading Power 3 SB | Jeffries, Linda | | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 9780132089036 |
Будьте внимательны, в обеих сериях ниже по 4 уровня:
![]() |
Учебник Just Reading And Writing: Intermediate Level | Jeremy Harmer — marshall cavendish | Купить школьный учебник в книжном интернет магазине Ozon.ru | 0-462-00711-1 |
![]() |
Книга «Cambridge English Skills: Real Reading 2 without Answers» Liz Driscoll — купить книгу ISBN 978-0-521-70205-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
С уважением,