Как преодолеть языковой барьер?

Именно неадекватное отношение к ошибкам, на мой взгляд, и является в данном случае основной причиной затруднений. Соответственно, одна из главных целей преподавателя в том, чтобы объяснить учащемуся, что делать ошибки при изучении иностранного языка абсолютно нормально. Ошибка — это не свидетельство неспособности к языкам или плохой подготовки к занятиям, это неотъемлемая часть процесса обучения. Вполне возможно, что боязнь ошибиться возникла не на пустом месте. Еще со школьной скамьи у многих закрепилась связь ошибка — плохая оценка — порицание. В то время как она должна быть другой, а именно ошибка — возможность чему-то научиться. Послушайте выступление любого полиглота. Все они утверждают одно и тоже: начинайте говорить на языке как можно раньше, даже когда знаете от силы пару десятков слов, и не бойтесь говорить плохо. Говорить с ошибками в любом случае лучше, чем красноречиво промолчать! Я не утверждаю, что ошибки не нужно исправлять. Нужно, даже очень. Главное здесь помнить, что ошибки бывают разные, и исправлять их необходимо тоже очень по-разному.
Также одной из причин появления языкового барьера может быть закрепившаяся привычка не говорить на иностранном языке, а переводить с родного языка. Многие преподаватели, особенно те, работающие в рамках коммуникативного подхода, стараются вообще не использовать на занятиях родной язык учащихся. Я совсем не против использования родного языка, особенно на начальных уровнях — но только в тех случаях, когда это действительно целесообразно. Главное, с самого первого занятия уяснить, что между языками нет и не может быть прямого соответствия. Мысль может быть выражена на другом языке совершенно не так, как на родном, при помощи абсолютно другой лексики и грамматики. Не нужно пытаться переводить — необходимо найти возможность выразить свои идеи, используя те знания, которые у Вас уже есть. Перевод является просто костылями, которые по непонятной причине желает использовать совершенно не нуждающийся в них человек!
Как преодолеть языковой барьер? Так как он существует исключительно в голове, то необходимо переосмыслить некоторые свои жизненные установки. Учиться новому в любом возрасте — это нормально. Общаться с людьми — на самом деле совсем не страшно. Делать ошибки — значит приобретать новые навыки и знания.
Учите и учитесь с удовольствием, и пусть на Вашем пути не возникает никаких барьеров!
С уважением,
Небольшое дополнение для преподавателей.
Что может сделать учитель, чтобы помочь учащимся, столкнувшимся с этой трудностью? Поговорить с учащимися, и объяснить им причины затруднений. Причем поговорить не раз, и даже не два, а снова и снова мягко возвращаться к этой теме — необходимо определенное время и неоднократные (!) повторения, чтобы сформировались новые убеждения. Создать на уроке открытую, дружелюбную атмосферу. Тактично формулировать замечания, не концентрируясь на негативных моментах. Не стоит говорить что-то из серии «Вы не поняли эту тему» или «опять все неправильно», стоит сформулировать по-другому : «Вам необходимо еще поработать над...», «уделите особое внимание...», или «выполните дополнительные задания по теме...». И, конечно же, ни в коем случае не перебивать говорящего, сколько бы ошибок в одном предложении он ни сделал — это не способствует языковому прогрессу (что подтверждают научные исследования), только нервирует и ведет к появлению страха перед говорением.