Как организовать занятия по английскому языку с малышами?
Эта статья основана на моем опыта организации занятий по английскому языку с дошкольниками в развивающем детском центре. Скажу сразу, что Teaching Young Learners — это не моя специализация. У меня гораздо больше опыта в подготовке к международным экзаменам и составлении спецкурсов, а занятиями с малышами я заинтересовалась главным образом потому, что захотела обучать английскому своих детей.
Пока мы организовывали группу в развивающем центре, то пришли к следующим выводам.
1. Занятия лучше проводить в специально оборудованной комнате, где есть детская мебель, большой коврик с мягким ворсом, устройства для прослушивания аудио-дисков и просмотра видео, а также возможность развесить постеры.
Детскую мебель и коврики можно недорого приобрести в ИКЕЕ.
Имеет смысл разделить комнату на несколько зон. Например, в одной стоят столы и стулья, там дети выполняют письменные задания — раскрашивают, обводят, находят недостающие кусочки паззла, и так далее. В другой зоне — только коврик, лучше круглый, так как дети любят вставать в кружок. Здесь они поют, играют в игры, выполняют различные команды, такие как Jump! Hop! Skip! Wave your arms! Hide! Touch you nose!.
Если Вы совмещаете занятия по английскому языку с лепкой, рисованием, играми с песком или водой, то, по возможности, выделите для этого отдельный столик. Рядом с ним поставьте стеллаж, или повесьте полку, где хранится все необходимое для занятий.
Такое деление помещения на зоны позволяет детям легче «включаться» в необходимый вид деятельности.
2. В качестве УМК я выбрала Cookie and Friends от Oxford University Press, состоит он из следующих компонентов:
Cookie and Friends Teacher's Book
Cookie and friends Class Book
Cookie and friends Class CD
Cookie's Nursery Rhyme Video DVD
Cookie's Nursery Rhyme Video Teacher's Notes
Cookie and Friends: Starter, A and B: Play Pack (for Use with Starter, A and B)
Cookie and friends CD-ROM
Учителю необходимо приобрести все компоненты курса. Ученикам достаточно купить Class Book, по желанию — CD-ROM (с интерактивными заданиями и песенками), который можно использовать дома в качестве дополнения к учебному курсу. Class Books можно хранить в классе, а детям каждый урок выдавать отрывной листок с необходимым заданием.
3. Оптимальной является групповая, а не индивидуальная форма занятий. Количество детей в группе, в принципе, ничем не лимитируется, кроме умения учителя управляться с детьми этого возраста, но занятия будут более эффективными, если в группе будет не более 6-8 человек, в силу того, что можно будет уделить достаточное внимание каждому ребенку.
4. Возраст — спорный вопрос. В аннотациях к учебным курсам обычно указывается возраст 3+, но, как мне кажется, это скорее 4+. Во-первых, к этому возрасту все детки уже хорошо говорят на родном языке. Кто-то уже бойко болтает в полтора, а кто-то еще мычит нечто нечленораздельное в три, но с возрастом они часто сравниваются в речевом развитии. Некоторые считают уверенное владение родным языком необязательным условием, я — абсолютно обязательным. Плюс к этому, в 3 года большинство детей начинает ходить в детский сад, и, к сожалению, многие начинают очень часто болеть. В силу этого многих учеников Вы будете видеть от силы пару раз в месяц. Их родители, естественно, будут просить пересчитать оплату и вычесть занятия, пропущенные по болезни, и занятия в группе будут нерентабельными. В 4-5 лет ситуация обычно попроще, кто-то адаптируется к садику и болеет меньше, кого-то родители решают забрать из сада. В любом случае, они более регулярно посещают занятия.
5. Оплата — еще один спорный вопрос. Если исходить из нашего опыта, то мне представляется оптимальной оплата раз в месяц, с возможностью сделать перерасчет, если пропуск составит более 10 дней. Знаю, что многие делают перерасчет только на основании медицинской справки, но мы ее не требовали, так как многие дети не ходили в сад, и, соответственно, не обращались за справками к врачу.
6. Расписание занятий составляется, конечно же, с учетом пожеланий родителей. Обычно это или утро, часов с 10-11, когда занятия могут посещать те, кто не ходит в сад, или вечер, после 17, после детского сада. С 13 до 17 — не самое лучшее время, просто потому, что многих дошкольников днем укладывают спать. Заниматься можно хоть каждый день, но, исходя из возможностей группы, обычно получается 2-3 раза в неделю по 60 минут.
7. Не стоит начинать занятия, если у ребенка есть логопедические проблемы. Серьезные, например, заикание, или если малыш не выговаривает половину звуков. Отсутствие «р» и, скажем, небольшие сложности с шипящими к серьезным не относятся. В методической литературе этот аспект обычно не затрагивается, а вот логопеды обычно против, так как . есть мнение, что изучение иностранного языка может усугубить ситуацию.
8. Целесообразно перед началом занятий провести беседу с родителями. Показать им учебник, рассказать, что дети будут изучать на занятиях, какие цели Вы ставите, каких успехов можно ожидать. Обсудите организационные моменты. Например, что перед занятиями необходимо сводить ребенка в туалет, так как если во время урока кто-то один попросится пописать, то все остальные сразу сделают тоже самое. Здесь важны даже, казалось бы, незначительные моменты. Например, необходимо ли переобуться в сменную обувь, или пол достаточно теплый, чтобы ходить без обуви; где можно помыть руки после улицы, и так далее.
Сообщите свои контакты, договоритесь о том, как родители могут узнавать о пройденном на уроке материале и домашнем задании. Мне кажется логичным завести блог, в котором Вы будете их обо всем этом информировать, а также отвечать на комментарии, и писать о различных организационных моментах, таких как перенос занятий или планирующиеся мероприятия. Во-первых, это удобно, во-вторых, производит на родителей хорошее впечатление.
9. Если Вы не преподаватель, а директор и/или владелец курсов, нанимающий преподавателя, то постарайтесь найти того, кто умеет и любит работать с данной возрастной группой. При отсутствии такого опыта абсолютно обязательными условиями найма являются горящие глаза и бьющий через край энтузиазм :-). Дело в том, что никто не может одинаково хорошо работать со всеми категориями учащихся. Университетский профессор может спасовать перед подростками, а школьный учитель плохо представлять себе, что делать на уроке с малышами.
С уважением,
Олеся, спасибо большое за такой ценный материал! Очень дельные советы!
Рада, что советы оказались для Вас полезными.