Открыть меню

Как обучать взрослых учащихся?


Существует такой интересный термин, как андрогогика, то есть  наука о теоретических  и практических проблемах  образования и воспитания взрослых. Некоторые считают, что это  самостоятельная дисциплина, другие — что это одна из ветвей педагогики. Правда, есть и те, кто уверен, что сама идея изучения  образования взрослых в качестве отдельного  предмета не имеет смысла.  С последними я никак не могу согласиться.

Одна из актуальных тенденций в образовании — это  непрерывное образование (lifelong learning), под которым понимается необходимость учиться постоянно, всю жизнь, так как, во-первых, для того, чтобы быть специалистом в своей области, необходимо усвоить огромное количество информации, а во-вторых, необходимо постоянно отслеживать  изменения. Как сказал известный социолог и футуролог Элвин Тоффлер «неграмотными в 21-м  веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Очевидно, что потребность в обучении взрослых учащихся растет, а значит, будут появляться различные варианты удовлетворения этой потребности. Так, растущая популярность MOOC  отражает необходимость продолжать обучение вне рамок формального университетского образования.

2015-07-12_1911

Я много лет была преподавателем английского языка в вузе, большинство моих частных учеников  — взрослые или учащиеся старшей школы. Я решила сформулировать, в первую очередь для себя, основные особенности работы со взрослыми, а также проиллюстрировать их примерами из личной практики.

1. Учащийся может принимать участие в планировании обучения, расстановке приоритетов, определении критериев оценки. И это очень, очень важный момент. Так, перед началом занятий я  обязательно обговариваю с учениками цели обучения, темп занятия, необходимость выполнения домашнего задания, методы оценивания,  и так далее.  Например, если учащийся формулирует свои цели как «мне не нужно говорить и слушать, мне просто нужно читать тексты по специальности, и делать это быстро, а не как сейчас, зависая над каждым абзацем со словарем в обнимку на полчаса», то, соответственно, мы начинаем работать над такими  текстами:  подбираем наиболее интересные отрывки, составляем глоссарий, учимся применять различные виды чтения (просмотровое, поисковое, ознакомительное), выписываем и разбираем вызывающие затруднения грамматические конструкции.

2. Меняется роль преподавателя.  Собственно говоря, это общая тенденция, которая актуальна не только при работе со взрослыми. Учитель и учебник больше не являются единственными источниками знания, благодаря развитию ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) мы можем получить информацию из сотен источник всего за пару кликов.  Поэтому все больше говорят о необходимости отказываться от модели обучения, ориентированной на учителя  (teacher-centred learning), и активнее внедрять модель обучения, ориентированную  на учащегося  (learner-centred learning), а также грамотно комбинировать оба подхода.

Чем старше учащийся, тем в большей степени он отвечает за результат своего обучения. Детей учат, взрослые учатся сами. Роль преподавателя в том, чтобы помочь, направить, исправить ошибки, но никак не в том, чтобы научить всеми возможными и невозможными способами!

2015-07-12_1938

3. Необходимо учитывать прошлый опыт ученика: где, как и чему он ранее обучался.  У взрослых есть привычки, сформировавшиеся за годы обучения в школе и вузе/ссузе, у многих есть негативный опыт, а также представления о том, как должно быть построено обучение. Приведу характерный пример. Учащийся, уровень где-то Elementary — Pre-Intermediate, учил язык в школе и в немного вузе, преподаватели на уроке многое говорили по-русски (приветствия, прощания, объяснения грамматики, инструкции к заданиям, и так далее). Когда он попадает на занятия, которое ведется на 95% на английском, то  впадает в полный ступор. Не потому, что не может понять сказанные на языке приветствия, прощания и инструкции, а просто потому, что он не привык заниматься таким образом.

4. Особенности мотивации. Ребенка можно мотивировать, взрослый мотивирует себя сам. С детьми, на самом деле, здесь все проще. Они с удовольствием учатся за компанию, или  потому, что им нравится сам процесс обучения. И, как мудро писала Агния Барто,

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.

Мотивация «потому что мама сказала/папа сказал» и «чтобы маму/папу порадовать» для детей очень важна, часто первостепенна.

Со взрослыми  это не работает. Или человек сам себя заставит что-то делать, или этого не сможет сделать никто. Все претензии из серии «я бросил, что-то мне стало неинтересно» и «позанимался немного и перестал, я ожидал большего» часто не более, чем оправдания собственной лени.

5. Тоже можно отнести к особенностям мотивации, но вынесу в отдельный пункт.  Взрослым учащимся необходимо точно знать, зачем именно они обучаются -  должна быть четко поставленная цель, ясное понимание возможных выгод. Например, если это ситуация из серии «мне нужен английский на всякий случай,  может быть когда-нибудь пойду куда-нибудь на работу, где английский мне  понадобится», то запал изучать язык, как правило, очень быстро исчезает, даже если есть свободные финансы и время. А вот если дело обстоит так, что «меня приняли на испытательный срок, с языком проблемы, через три месяца необходимо уметь успешно объясниться с англоязычным начальством»,  вот тогда человек будет стараться изо всех сил, и учиться несмотря на усталость и  недостаток времени — по ночам, в  транспорте, за завтраком/обедом/ужином, лежа с грамматическим справочником в ванной — потому что ему это на самом деле нужно.

2015-07-12_1938_001

6. Широкие возможности для применения взаимообучения (peer instruction) и взаимооценивания (peer assessment).  Взаимообучение — это  обучение организованное таким образом, что не только преподаватель обучает группу, но и сами учащиеся обучают друг друга, работая на занятии в парах и группах, и, возможно, общаясь при помощи ИКТ и вне уроков, например, ведя дискуссии на форуме курса, отвечая на комментарии учебных блогов, или курируя контент.  Взаимооценивание — это оценивание учащимися работ друг друга, как правило, по заданным критериям.  Взаимооценивание — единственный возможный вариант при массовом онлайн-обучении в проектах типа Coursera и FutureLearn, где количество студентов одного курса может достигать десятков тысяч человек.  Его несомненный плюс для студентов состоит в том, что учащиеся, как правило, оценивают друг друга гораздо лояльнее, чем это делает преподаватель, так как  выставляя хорошую оценку они надеются, что и их работу  оценят высоко :).

Здесь может возникнуть сложность, о которой я упоминала в 3 пункте: учащиеся могут негативно воспринимать такие подходы, считая, например, что обучать и оценивать может и должен только преподаватель. Соответственно, может возникнуть необходимость разъяснить, почему Вы используете такие подходы, и какую выгоду они имеют для учащихся.

 7. Этот пункт самый сложный, и касается он не учащихся, а преподавателей.  Необходимо признать, что многие традиционные методы обучения не работают.  Например, система «прослушал лекцию-пришел сдал экзамен» абсолютно точно не работает как надо. Не верите? Вспомните, сколько раз Вы сдавали какой-нибудь зубодробительный экзамен, а через несколько месяцев забывали большую часть изученного за время подготовки материала!  А вот если мы используем модель перевернутого класса (flipped classroom), то есть  систему, при которой учащиеся слушают  лекции  дома (в удобном темпе, делая необходимые паузы и повторы), а на занятиях в классе  обсуждают изученный материал — тогда получаем совсем другую картину, гораздо более осознанное изучения предмета. Это  в большей степени относится к  теоретическим  предметам, чем к  практическим, типа изучение иностранных языков. Но даже в преподавании языков такой подход вполне оправдан. Например, можно записать для учащихся видео с объяснением грамматического материала, чтобы на уроке не тратить на это время, и сразу перейти к его  отработке на практике.

Занимаетесь ли Вы обучением взрослых? Какие особенности работы со взрослыми учащимися Вы можете выделить?

Есть ли у Вас необходимость в непрерывном образовании? Где и каким образом Вы обучаетесь?

Поделитесь своим опытом в комментариях!

С уважением,

Евзикова Олеся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных