Открыть меню

Как исправлять закрепившиеся ошибки?


Когда и какие ошибки учащихся стоит исправлять  — очень спорный вопрос. Ответ на него зависит главным образом от того, что мы считаем в определенной ситуации первостепенным — правильность речи (accuracy) или беглость речь (fluency). В нашей стране долгое время главенствовал подход под условным названием «исправлять всё и всегда!», что, по идее, должно было способствовать формированию безукоризненно правильной речи, но, к сожалению, часто приводило к появлению языкового барьера.

В настоящее время, как мне кажется, тенденция несколько смягчилась, и мы видим все больше и больше рекомендаций исправлять только значимые ошибки,  то есть те, которые действительно затрудняют понимание. Как бы там ни было, никто не может дать четкие и однозначные рекомендации, относительно того, ЧТО и КАК стоит исправлять, и здесь нас часто выручает  преподавательская интуиция, опыт и здравый смысл.

Также важно различать типы ошибок.

Но, независимо от разницы в подходах, есть отдельная категория ошибок, которые исправлять нужно обязательно. Проблема в том, что сделать это бывает очень непросто. Это так называемые fossilized errors, то есть  устоявшиеся, закрепившиеся ошибки (от fossil — окаменелость, ископаемое). То есть это ошибка, которую учащийся сделал так много раз, что она стала частью его речи. У новичков ошибок такого типа нет, но, по мере изучения языка, они, к сожалению, часто накапливаются,  и исчезают потом с большим трудом.

fossilized-mistakes

Исходя из того, с чем я сталкивалась в своей практике, устоявшиеся ошибки чаще всего либо грамматические, либо фонетические, причем с последними бороться тяжелее всего.

Что необходимо сделать для начала? Обратить на ошибку внимание учащегося. Вполне вероятно, что он понятия не имеет, что делает ошибку. Здесь важно, чтобы ученик приложил сознательное усилие для исправления ошибки, и понял, что ее действительно нужно исправить. Логика «ничего страшного, а я всегда так говорю, и меня понимают» — железная, но стоит попытаться убедить в обратном :).

Другая ситуация — учащийся знает, что делает ошибку, но не может ничего с собой поделать, не может исправить ее, несмотря на все Ваши попытки помочь. Дело в том, что он настолько с этой ошибкой «сроднился» , что правильный вариант кажется ему неверным, корявым. Ученик может сам исправить ошибку , если учитель обратит на нее внимание, но, с большой вероятностью, продолжит ее делать в дальнейшем, особенно при недостаточной мотивации эту ошибку исправить.

Почему такие ошибки возникают? По ряду причин, сложно выделить одну, ведущую. Что-то возникает под влиянием родного языка, например,  употребления во множественном числе слов money и hair у русскоязычных учащихся, что-то — перенимают у других учащихся. Возможно, ученик где-то прочёл/услышал неправильный вариант, и запомнил его. Или учил язык самостоятельно, и никто не мог указать ему на ошибку. Очень часто ошибки закрепляются потому, что их  вовремя не исправил преподаватель, так как, возможно, не замечал их, или не мог уделить должного внимания учащемуся при занятиях в большом классе.

В любом случае, как я уже писала выше, все закрепившиеся ошибки нужно исправлять. Как? Часто получается, что долго и мучительно :).

Несколько практических идей, которые были в свое время полезны мне.

  • Очень хорошо работает прослушивание записанной на диктофон речи, можно с написанием транскрипта. После чего попросить учащегося либо исправить ошибку самостоятельно, либо попросить это сделать одногруппников/одноклассников. Если диктофона у Вас нет (хотя, при желании, его можно легко найти, так как многие, даже недорогие, мобильные телефоны в настоящее время имеют эту функцию), то можно просто записать от руки точную (!) цитату.
  • Можно попросить учащегося самого записать то, что он только что сказал, что позволит ему лучше сконцентрироваться на произнесенной фразе. Проблема здесь в том, что для этого речь ученика необходимо будет прервать, что, конечно же, не стоит делать слишком часто, но, в случае особенно злокозненной ошибки, как мне кажется, вполне допустимо.
  • Можно сделать список наиболее частых ошибок, и выделить в учебном плане время для их отработки. Как подсказывает мой опыт, в данном случае нестандартные, игровые задания работают лучше, чем обычные упражнения.
  • Можно сделать набор карточек на каждую частую ошибку, и поднимать карточку на уроке, когда учащийся допускает эту ошибку.
  • В некоторых случаях бывает полезно объяснить, почему возникает ошибка, откуда она взялась,  особенно если ошибка сделана под влиянием родного языка.
  • Учащиеся могут вести fossil diaries, в которые они записывают все свои закрепившиеся ошибки. Используется как для самостоятельных занятий, так и для отработки в классе.
  • Мне нравится идея сделать вики класса/группы, где у каждого учащегося есть своя страничка с закрепившимися ошибками.

Не стоит забывать,что при искоренении fossilized errors невозможно добиться мгновенных результатов, исправление каждой такой ошибки требует длительного времени. Еще один важный момент — такого рода ошибки необходимо исправлять по одной, то есть сначала мы избавляемся от одной «окаменелости», и только затем переходим к следующей.

Считаете ли Вы необходимым бороться с fossilized errors? Если да, то каким образом Вы обычно над ними работаете?

Пожалуйста, поделитесь своими идеями в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных