Открыть меню

Домашнее задание. Задавать или не задавать?


Домашнее задание — больная тема, для всех учителей, не только для тех, кто занимается преподаванием иностранных языков. Долгое время я была убежденным сторонником необходимости домашней работы, причем в больших количествах. Но потом, когда я все чаще стала оказываться не в роли преподавателя, а в роли учащегося, и стала мамой школьника, мои взгляды немного изменились. Так  стоит ли задавать домашнее задание? Или все-таки нет? Какие здесь основные преимущества и недостатки? Действительно ли  домашние задания помогают учащимся быстрее изучать язык? Давайте посмотрим на ситуацию с различных сторон, и перечислим  возможные за и против. У меня пока  получилось 4 аргумента «за» и 4 аргумента «против».

2015-12-14_1942

Аргументы за

1.  Времени, отводимого для изучения иностранного языка в классе, явно недостаточно, и учащимся необходима дополнительная практика, чтобы их прогресс был ощутимым. Домашняя работа позволяет уточнить сложные моменты, а также лучше усвоить материал. Логично, если на дом задаются довольно простые задания, с которыми учащийся может справиться самостоятельно, и на которые просто не хочется тратить время в классе.  Например, раскрыть скобки в упражнении и проверить свои ответы по ключам вполне можно и дома.

2.  Домашняя работа позволяет учащимся лучше запомнить материал, изученный в классе — иначе велика вероятность того, что учащиеся забудут все, пройденное на уроке.  Поэтому не имеет смысла задавать на дом изучение нового материала (если Вы, конечно, не работаете по модели перевернутого класса), так как велика вероятность того, что учащиеся или не поймут его, или задания покажут им слишком сложными, особенно учитывая то, что у них не будет  возможности задать вопрос преподавателю или кому-то из класса/группы.

3. Этот аргумент тесно связан с первым. Благодаря выполнению домашней работы учащиеся могут быстро почувствовать значительный2015-12-14_1944 прогресс в изучении языка. Если учащиеся не будут читать книги, газеты и журналы, смотреть фильмы, слушать подкасты, и общаться, пусть и по Интернету, с носителями языка, то они никогда не смогут по-настоящему хорошо овладеть языком. Делать все выше перечисленное можно только дома, самостоятельно, так как все это — индивидуальная работа.

4. Дома учащиеся могут использовать материалы и источники информации, которые могут быть недоступны в классе. В школе  часто нет не только времени, но и возможности посмотреть видео или послушать аудио, не говоря уже об общении онлайн.  Более того, учащиеся могут сами находить в Сети интересующие их материалы, и работать с ними самостоятельно, даже если это не было задано на дом. Возможно, кому-то понравится Duolingo, Busuu  или Memrise, почему бы не воспользоваться ими?

Аргументы против

1. У учащихся может не быть времени на выполнение домашнего задания. У взрослых учащихся есть работа и семья,  у детей — куча школьных заданий, возможно, более для них важных, чем Ваше, а также танцы/музыка/бассейн/выездные соревнования, и да, они действительно перегружены и сильно устают.  Малышам лет до 5-6 вообще занятия как таковые не актуальны, для них пока главное игра, так как именно она помогает им развиваться  и познавать мир. При этом и взрослые, и школьники, часто чувствуют себя виноватыми, если им не удается выполнить домашнюю работу, что не лучшем образом влияет на их  отношение к обучению языку в целом. Поэтому стоит учитывать возможности учеников. Если они сейчас так загружены, что  домашнее задание точно не успеют сделать, то, возможно, не стоит его пока задавать?

2. Положа руку на сердце, когда Вы даете домашнее задание учащимся, Вы всегда можете быть уверенными в том, что оно действительно поможет закрепить изученный в классе материал? К большинству современных учебников прилагаются рабочие тетради, которые во многом дублируют материал урока, и рассчитаны на самостоятельную работу, но стоит всегда задать себе вопрос, с какой именно целью Вы просите учащихся сделать тот или иное упражнение. А еще лучше — посоветоваться с ними и спросить, какое задание они хотели бы видеть в качестве домашней работы.

3. Домашняя работа не оказывает значительного влияния на успеваемость, особенно при работе с дошкольниками и младшими школьниками. В2015-12-14_1943 странах, где задают большой объем домашней работы, показатели успешности обучения не выше, а часто и ниже, чем в странах, где домашняя работа отсутствует, или задается по минимуму. Если этот аспект Вам интересен, поищите информацию о системе обучения в Финляндии, считающейся одной из лучших в мире, где даже в старших классах время выполнения домашней работы ограничено полутора часами.

В любом случае, даже если Вы задаете домашнее задание, не стоит перегружать учащихся, это не идет им на пользу.

4. Вполне возможно, что формальное домашнее задание учащимся просто не нужно. Сейчас все чаще о получении образования говорят не как о приобретении формального набора знаний, а как о развитии так называемых навыков 21-го века. Мы живем в настолько информационно насыщенном мире, что просто вынуждены постоянно учиться чему-то новому. Возможно, Ваши учащиеся уже активно изучают язык самостоятельно, при помощи инструментов, перечисленных в пункте 4 аргументов «за», либо используя другие заинтересовавшие их ресурсы, и Ваше домашнее задание будет для них лишним?

Как мне кажется, домашнее задание не является абсолютно обязательным, особенно при обучении дошкольников и младших школьников. Но, если мы подойдем к организации домашней работы рационально, с учетом потребностей и возможностей учащихся, то она может значительно помочь в достижении целей обучения. Главное, чтобы задания действительно приносили учащимся пользу, а не просто отнимали у них время.

С уважением,

Евзикова Олеся.

 

© 2023 EnglishZoom · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных